Сайт храма Преображения Господня с. Ягул

"СЛОГ" – Силою Любви Объедини, Господи

Стоит только посмотреть одну-две его передачи, и высвечивается перед тобой дотоле незамеченная сторона твоей же собственной жизни...

№ 7 Июль 2003
Ведь то, о чем рассказывает "СЛОГ", - рядом, в соседней деревне, в твоем городе. Здесь, в родной Удмуртии, такой маленькой и, кажется, знакомой, а раньше не обращал внимания. А вот посмотрел и увидел. Сан Саныч подсказал. Сан Саныч – так ласково добрые друзья и просто знакомые называют Александра Александровича Шерстнева, автора и ведущего православной программы «СЛОГ», что выходит в эфир на 34 канале.
1
Создать православную передачу на современном ТВ, при его антипатии ко «всему правильному и назидательному», очень не просто. Как же родился первый "СЛОГ"? И как из множества "СЛОГОВ" складывается СЛОВО – слово Православия на нашем телевидении? Лучше, чем сам автор, об этом никто не расскажет.
Самая первая передача вышла в 1998 году, 15 января – в день памяти преподобного Серафима Саровского.
Можно сказать, что возникла эта программа совершенно случайно. Но ничего случайного в нашей жизни не бывает. Возникла такая потребность: сделать передачу о храмах, о той культуре, которая ушла. Я вышел на отца Виктора Сергеева. Он попросил благословения Владыки Николая. И вот тогда, в январе, мы встретились в храме св. Александра Невского с о. Виктором, обозначили темы.
В то время загрузка на телевидении у меня была будь здоров, отвечал сразу за несколько передач. Это сейчас я веду только "СЛОГ2 и все. А в тот год я приобрел эту программу и… потерял все остальные. Отобрали все – госсоветовские, правительственные. А потом и эту закрыли, после 2-3 выходов, мол, никому это не нужно. Даже телефона городского не было в моем кабинете – только внутренний. Сослуживцы, когда видели меня, то сворачивали в сторону, чтобы не встречаться. Вот так начиналась православная передача на телевидении.
А потом как-то гнев сменился на милость. Программу вернули. И как родилось изначально название «СЛОГ», так по сей день и остается. Поручили мне возглавлять телевизионную службу информации, еще кое-что. Но постепенно и это ушло. Теперь осталась только моя передача, и я – простой корреспондент. Зато все более или менее спокойно. Никто не мешает делать свое дело. Бог дает потихонечку.
А самое главное – это то, что ты ездишь по весям-окрестностям, смотришь и понимаешь, что земля-то наша была совсем не такая.
Вот вспоминаю у Михайловых в детском альбоме (Александр и Елена Михайловы, аудиоальбом 2Пойте, детки, Господу!" и другие песни для детей и взрослых) есть песня: "Был у Христа-младенца сад. И сотни роз взрастил он в нем…". И наша земля была раньше густо засеяна розами – храмами. Каждый храм – роза. Ну, краше просто больше ничего не было. Никто ничего красивее не построил с тех пор. А разрушили легко. Почти все. Взять Вятскую епархию. До революции там было 1030 храмов – осталось 30.Это не считая Удмуртии. Здесь же вообще практически ничего не осталось. Так, единицы.
Мне старики когда-то говорили, что куда долетает колокольный звон из храма – та деревня и останется, а остальные уйдут, разрушатся. И я понаблюдал, ведь так оно и получается. Вот где остались старые храмы, от которых хотя бы теоретически (не везде есть звонницы) можно предположить, что раздается колокольный звон, вокруг таких сел и остались деревни. Мне мать рассказывала, что в Кировской области от Завертной по реке Пижме до Советска на протяжении восьми километров был слышен колокольный звон. И все деревни по этой линии сохранились. А если в другую сторону от Завертной повернуть – где храмы разрушены все, там и деревень-то не осталось
И когда мы разговаривали с матушкой Людмилой Кононовой, приезжавшей к нам с песнями из Кировской области, она говорит: «Моя земля была не такой. Она была краше». Действительно, вятский край был намоленный. И сейчас смотришь на эти розы – всем им головы повыворачивали. А раз свернули головы храмам – свернули и народу. И вот теперь мы тыкаемся с отвороченными-то головами, а куда идем - не знаем.
И люди отвыкли. Они видят по телевизору храм, или батюшка начинает говорить – чик и переключили. Поэтому стараюсь, оставаясь в православной теме, как-то легко это все подавать. И стихи вставлять, и песни православные, и духовную музыку. О чудотворных иконах рассказывать, и о том же постном столе, и, вообще, что из себя представляет православный стол. Или возьмем конкретную программу, вот она перед нами.
Крестный ход в Дивеево проходил через Удмуртию. И здесь просматривается соединение нескольких событий: 100 лет прославления преподобного Серафима Саровского, 85 лет со времени убиения Царской семьи, и в то же время предсказание Саровского старца о мученической смерти царя, который в то время еще даже не родился, – все это переплетается в рассказе о крестном ходе.
Затем праздник Святой Троицы – здесь не только описание традиции праздника, но и сам день, проведенный в Троицком храме села Алнаши, куда специально на Троицу я езжу уже несколько лет подряд.
Вот еще событие – в Поздерах, что за Перевозным, на Каме, был освящен престол в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Сам храм сгорел, а престол с иконой находится сейчас в Перевозном. В этом году исполняется уже 200 лет со дня освящения престола.
Стихи Хомякова «Перед Распятием». Смысловая нагрузка текста одна – видеоряд другой. Тут где-то монахиня высвечивает икону. Тут ребятенки со свечками стоят. Здесь молодые светлые лица. Пути-то ведь к Богу у всех разные, и моя задача показать разное. Но обязательно – молодежь, что идут и молодые к Богу. И соединять глаза, жесты, лица в одну цепочку, все взаимосвязано.
И сейчас очень часто использую в передаче песни матушки Людмилы Кононовой – глубоко и точно:

«Уйдет прекрасное в небытие,
Когда Господь, как радугу пред Ноем,
Нам явит Царство вечное свое…»

И, конечно, когда в кадре люди, в них должна чувствоваться жизнь, свет. Поэтому мне всегда легко с батюшками. Некоторые из них говорят хорошо, красноречиво, другие не очень, но все равно с ними легко. Ты понимаешь: как бы ни говорил, он знает все равно больше тебя, потому что его Бог призвал. И тебе выпала честь общаться с ним.
Программа вся должна быть построена на трех китах: смысл, образность слова и видеоряд. Если каждый из этих пунктов выполнен и все они друг с другом в гармонии, - значит, все получилось.

P.S. И каждый раз, когда по промыслу Божиему я встречаюсь с Сан Санычем, ко мне приходит твердая уверенность: все у нас будет хорошо. Раз есть еще такие люди, которые умеют так любить свое дело, так знать его, так бережно к нему относиться и так неповторимо сочетать это дело со своей нескрываемой верой и огромной любовью к Родине – к Матушке - России. В его рабочем кабинете главное – это иконы. Дипломы, заслуженные на различных православных фестивалях, скромно висят в сторонке. А полученная за одну из передач “Ника” раскинула крылья и летит навстречу новым поражениям и победам.

Мария Пушкарева

По материалам сайта www.ortnews.udm.net.

Вверх

orthodoxy.ru
Сайт оптимизирован для IE 4.0 и выше | Пишите нам | Последнее обновление 10 июня 2005 года
Сайт управляется системой uCoz