Сайт храма Преображения Господня с. Ягул

Село Ягул Сарапульского уезда
ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
(1915-1930 г.г., с 1992 г.)

На основании указа Вятской духовной консистории от 27 октября 1900 г. было решено открыть самостоятельный приход и построить церковь при деревне Ягул. На сходе прихожан от 12 июня 1901 г. было принято решение о строительстве каменной церкви на средства жителей семи селений предполагаемого прихода: дер. Ягул, дер. Русский Вожой, дер. Старые Марасаны, дер. Новые Марасаны, починка Крестовоздвиженский, починка Старомихайловский, починка Новомихайловский, ранее входивших в приход Александро-Невского собора Ижевского завода. Закладка храма произведена 22 августа 1904 г. Однако строительство его велось медленно из-за отсутствия средств.

Летом 1907 г. строительный комитет обратился за помощью к Елабужскому комитету, заведовавшему капиталами купца Ф.Г. Чернова. В ноябре 1907 г. комитет выделил 10 000 руб. на окончание строительства церкви и ее внутреннее устройство.Храм был освящен в сентябре 1915 г. в честь Св. Апостолов Петра и Павла, но самостоятельный приход не был открыт из-за нерешенного вопроса о церковной земле. В 1916 г. церковь числилась приписной к Александро-Невскому собору Ижевского завода.Только на основании резолюции Преосвященного Амвросия, епископа Сарапульского и Елабужского, от 28 марта 1917 г. был открыт самостоятельный приход в селе Ягул в составе; с. Ягул, дер. Русский Вожой, дер. Старые Марасаны, дер. Новые Марасаны, поч. Старомихайловский, поч. Новомихайловский, поч. Крестовоздвиженский.Петропавловская церковь была закрыта на основании постановления президиума Удмуртского облисполкома от 30 марта 1930 г. Здание передано под культурное учреждение.

Список использованных документов:

1. Метрические книги записи родившихся, бракосочетавшихся и умерших по приходу церкви за 1918, 1921,1925-1926 гг.; умерших за 1921 г.
ф.351. оп.1, д.75.2. Документы о строительстве церкви и открытии прихода за 1898-1918 гг.
ф.245, оп.1, д.1288.3. Документы о деятельности Ягульского религиозного общества за 1923-1928 гг. (опись церковного имущества).
ф.Р-26, оп.1, д.79.

4. Документы о закрытии церкви за 1930 г.
ф.Р-195. оп.1, д.740;
ф.Р-431. оп.1. д.49.

ИСТОРИЯ ЗАКЛАДКИ И СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕОБРАЖЕНСКОГО ХРАМА

Желание построить храм и открыть новый приход у жителей деревни Ягул и близлежащих населенных пунктов появилось еще в прошлом веке. В фондах Центрального государственного архива имеется запись о письме из Вятской Духовной консистории в адрес Сарапульского Духовного правления. В нем говорится, что консистория пересылает прошение жителей селений Русский Вожой, Ягул, Старые и Новые Марасаны и починков Крестовоздвижений и Михайловский для рассмотрения дела по существу и предписывает правлению свое заключение по настоящему делу представить в установленном порядке на утверждение епархиальному начальству 24 февраля 1899 года. В исполнение данной резолюции член Сарапульского Духовного правления протоиерей Вячеслав Бережнев обращается в Ижевско-Нагорное волостное правление с просьбой сообщить о количестве десятин земли на каждую душу в починках Михайловский и Крестовоздвиженский.Результатом деловой переписки и рассмотрения прошения ягульцев явился указ Вятской Духовной Консистории от 27 октября 1900 года. В нем, в частности, говорится, что из дела по открытию самостоятельного прихода при деревне Русский Вожой или Ягул (отсюда следует, что в качестве возможного приходского центра рассматривались два населенных пункта) "...усматривается:
1) въ составь нового самостоятельного прихода, съ построениемъ церкви при дер. Ягулъ пожелали войти жители семи селений - деревень Ягула, Русского Вожоя, Старых и Новых Марасанъ, починковъ Крсестовоздвиженского, Старо-Михайловекого и Ново-Михайловского в числе 804 наличныхъ душъ муж. пола;
2) желающие образования самостоятельного прихода законопоставленными приговорами обязались:
а) построить на свои средства в дер. Ягулъ церковь и причтовые дома, а также давать сторожа и ночной караул для охраны церкви и на отопление последней ежегодно собирать въ податяхъ со всего прихода по 30 руб;
б) отвести удобной земли под церковь и площадь подъ кладбище, дома и усадьбы причта;
в) на содержание причта платить последнему за требоисправления, а равно и производить хлебные сборы в техъ же размерах, в каких производится эта плата и сборы в настоящее время причту Ижевского завода" .Следует отметить, что жители указанных деревень в то время были приписаны к приходу Александро-Невского собора. В указе утверждается, что консистория в религиозно-просветительских целях построение в деревне Ягул церкви и открытия при ней нового прихода признает весьма желательным и постановляет строить церковь "по проекту архитектора, под руководством и наблюдением последнего", а для сбора и приема денег и вещественных пожертвований на церковные постройки предписывает учредить под председательством одного из священников Ижевского Александро-Невского собора строительный комитет из трех благонадежных и опытных в строительном деле крестьян. Тому комитету в указе поручено: «...
а) озаботиться составлениемъ чрезъ лишь сведующих в архитектуре и представлениемъ въ Сарапульское Духовное правление проекта и сметы на постройки церкви, а также чертежей и смет на постройку причтовых домов;
б) просить Губернское правление о командировании въ дер. Ягулъ архитектора для отвода и осмотра места подъ церковь...»12 июня 1901 года на большом сходе будущие прихожане нового села приняли решение строить каменную церковь. Строителем был выбран ижевский священник Алексей Спасский. Членами комитета стали начальник шестого участка Сарапульского уезда А. Попов и местные крестьяне Никита Русский, Захар Ломаев, Василий Набоких. Прихожане будущей церкви, желая быстрейшего строительства храма, решили оказать посильную материальную помощь в столь важном святом деле. Они обложили себя добровольными пожертвованиями в размере двух рублей в год с земельной души сроком на шесть лет. Таким образом предусматривалось собрать до 6 тысяч рублей. Но и этой суммы бы не хватило для осуществления замыслов.14 июля 1901 года священник Алексей Спасский обращается к сарапульскому епископу Владимиру с просьбой разрешить установку на некоторых мельницах Ижевского завода ларей для приема муки, солода и других продуктов размола. Еще он просил разрешения поставить кружки для сбора денежных пожертвований. Духовное правление позволило установить лари, а во второй просьбе ягульцам было отказано и по той причине, чтобы «не подать повода кражамъ и взломамъ кружекъ". Как утверждает краевед Анатолий Майер, церковный староста тщательно регистрировал все пожертвования в мемориальной книге церкви, затем пускал все на продажу, а вырученную сумму сдавал в сберегательную кассу для хранения и приращения. Таким образом, буквально по зернышку складывался необходимый капитал для строительства.Автором проекта церкви стал видный вятский архитектор Иван Аполлонович Чарушин. Жителям Удмуртии он известен культовыми постройками в селах Нечкино, Докша, Июльское, Люк. Но главное его детище, безусловно, знаменитый собор святого Михаила в городе Ижевске. Строительный комитет провел торги по выбору подрядчика строительства. Было пять кандидатов. Среди них - сарапульский купец Михаил Петрович Порсев, ижевский купец Николай Николаевич Бодалев, крестьянин Готовихин и житель Уржумского уезда Вятской губернии Никифор Михайлович Мамаев. Последний назначил самую низкую цену за строительство церкви. Вместо предусмотренных 10 тысяч рублей он взялся построить храм всего за 6 тысяч рублей. При этом выразил готовность бесплатно возвести некоторые дополнительные помещения и оказать на благотворительной основе иные строительные услуги. Добросовестность подрядчика подтвердил и ижевский архитектор Сергей Герасимович Брутятский. Полицейский пристав засвидетельствовал его благонадежность. Потому и выбор был сделан в пользу Н. М. Мамаева.Председатель строительного комитета Алексей Спасский 3 августа 1904 года обращается к сарапульскому епископу Михею с прошением и сообщением о решении комитета в воскресенье 22 августа устроить закладку храма, "так как к этому времени крестьяне выжнут рожь и окончат сев". Что и было совершено в обозначенный день. Строил храм простой православный люд, вкладывая в строительство свое мастерство, умение, желание и душу. Дом Божий для крестьян был школой добра и человечности. Веря в церковь, они несли в будущий храм самое дорогое - иконы, духовные книги, посуду.Строительство нового храма шло сложно. Сказывались неурожайные годы и сокращение работ на Ижевском оружейном заводе. Строительный комитет, с позволения Духовного правления, поручил доверенным людям собирать добровольные пожертвования в селах и деревнях Вятской губернии. Очень удачной и своевременной оказалась огромная материальная поддержка Елабужекого попечительного комитета в 1907 году. Он заведовал капиталами, пожертвованными известным благотворителем купцом Федором Черновым. На строительство церкви в Ягуле было выделено 10 тысяч рублей. Жители села и окрестных деревень до сих пор с благодарностью вспоминают фамилию этого замечательного человека. Из поколения в поколение переходят рассказы, связанные со строительством местного храма.Необходимо сообщить, что Храм был освящен лишь в сентябре 1915 года. В честь святых апостолов Петра и Павла он был назван Петропавловским.

Предметом отдельного исследования мог бы стать земельный вопрос, связанный с историей храма. Крестьяне местных деревень, поначалу давшие согласие на выделение части земель для обустройства церкви, впоследствии начали отказываться от своего слова, хотя жили они неплохо. В этой связи строительный комитет в сентябре 1912 года принимал даже специальное воззвание к ягульским прихожанам, что, похоже, не возымело действия. Не случайно решение о самостоятельном приходе из-за нерешенного вопроса о церковной земле значительно задержалось. В 1916 году церковь все еще числилась приписанной к Александро-Невскому собору Ижевского завода. И только на основании резолюции сарапульского и елабужского епископа Амвросия от 28 марта 1917 года был открыт отдельный приход в селе Ягул.

ЗВОН КОЛОКОЛОВ РАДОВАЛ НЕДОЛГО

Не менее драматичной оказалась история церкви и в период с 1917 по 1930 годы. Казалось бы, жить и жить храму, радовать людей, укреплять их веру в лучшее... Нет. Этого не случилось. Шумные события в Петрограде не могли не отразиться на жизни ягульских прихожан. И здесь началась борьба за власть. По свидетельству историков, село неоднократно переходило из рук в руки. Простым людям доставалось и от "красных", и от "белых". В северо-восточном углу церкви на стене из красного кирпича и сегодня хорошо заметны щербины от пуль. Здесь в период гражданской войны расстреливали то "белые" "красных", то "красные" - "белых". Сколько человеческой крови пролито возле стен православного храма - об этом остается лишь догадываться.Рядом с церковью - два холмика. Восстановлены теперь и деревянные кресты. Очевидно, здесь похоронены священник Михаил Елисеев и его жена. Но пока краеведы и историки не могут точно установить время совершения убийства. Одни утверждают, что это случилось в 1930 году, когда оперуполномоченные заподозрили, что священник сдал государству не все имеющееся золото. Другие, в частности, отец Михаил, сегодняшний настоятель храма, предполагает, что в то время уже не расстреливали возле храмов, и потому относит те роковые события к более раннему периоду - к годам гражданской войны. При этом он ссылается на свидетельство прихожанки Анны (1914 года рождения, фамилию установить не удалось), которая, согласно ее словам, будучи малолетней девочкой видела трупы покойных в сарае возле церкви.Как бы то ни было, Петропавловский храм в 20-е годы работал. Менялись священники, менялись отношения в государстве, но служители церкви, в силу своих возможностей, пытались нести людям Веру. А тем временем наступление атеистов-коммунистов с каждым годом усиливалось. Их нетерпимость к иному мировоззрению приводила к незаконным арестам, расстрелам. На глазах миллионов людей разорялись церкви, заполнялись лагеря и тюрьмы. В 1929 году черед дошел и до ягульского храма.Постановлением Ижевского исполкома от 23 января 1930 года и последующего решения президиума Удмуртского облисполкома от 30 марта того же года Петропавловская церковь была закрыта. Здание предписали передать на культурно-просветительские нужды. Из храма изъяли полторы сотни различных предметов, среди которых были серебряные подсвечники, парчовые покрывала, дорогая утварь и другие предметы. Паркет, как говорят очевидцы, вывезли в Ижевск для покрытия пола в одном из магазинов. Конечно, как было принято в те годы, с храма сняли кресты, разобрали колокольню.Представляется интересным рассказ селян о судьбе местных мужиков, которые занимались этим богохульным делом. Один из них стал инвалидом еще в ходе работы на крыше церкви. Второго в том же году по пьянке застрелил родственник. Третий вскоре угодил под колхозный трактор. Возможно, это и легенда. Но в ней закреплено народное представление о заслуженном наказании тех, кто совершает кощунство.Ягульский сельсовет, призванный по долгу службы выполнить указание вышестоящих властей, поступил в духе того времени. Старую металлическую крышу разобрали, купола снесли, а сделать новое перекрытие то ли не успели, то ли не посчитали нужным. Довольно сложное сооружение, представляющее архитектурную ценность, под воздействием природных явлений стало заметно разрушаться. Да и охотники за легкой добычей не дремали. Тащили все, что можно. Пытались даже разобрать кирпичи, но это им не удалось - настолько крепким оказался раствор, приготовленный с использованием яиц.Остается лишь сокрушаться, что люди и время вывели из строя духовую печь церкви, расположенную в подвале. До сих пор сохранились лишь лотки для спускания каменного угля. А печь была добротной. Теплый воздух подогревал пол, а также подавался в помещения храма по специальным каналам, проделанным в нишах кирпичной кладки стен церкви. Как рассказывают очевидцы, здесь всегда сохранялась нормальная температура. Зимой не было холодно, летом прихожанам не приходилось потеть, хотя в помещении храма в большие праздники собиралось до 650 человек.

После закрытия церкви в ее помещении находился общественный туалет. Это обстоятельство, конечно, никак не укладывается в голове нормального человека. Затем храм превратили в овощехранилище, использовали для других хозяйственных нужд. В 50-е годы его отдали под сельский клуб. Здесь же какое-то время располагались парикмахерская и детская комната милиции. В течение многих лет на сцене, устроенном на бывшем алтаре, гремела дикая музыка, молодежь лихо отплясывала и тут же устраивала драки и скандалы. Так и росли поколение за поколением. Вместе с началом перестройки в государстве новые веяния дошли и до Ягула. Вблизи клуба появились круглосуточные ларьки с богатым выбором горячительных напитков, из-за чего количество криминальных случаев значительно увеличилось. Звучавшую чуть более десятилетия мелодию колоколов таким образом власть заменила на зловоние и абсолютную безнравственность.

ВЕРА ОЖИЛА

Перестройка, следует отдать ей должное, принесла с собой не только культ поклонения Западу, но и некоторые положительные перемены. Президент России подписал указ о возвращении храмовых помещений верующим. Это событие воодушевило и ягульских активистов. Они все решительнее начали осаждать местную и районную администрации просьбами о возращении им здания церкви. Вначале они добились разрешения отправлять службу с приглашением священников Александро-Невского собора в малоприспособленной для того постройке близ храма, затем вернули себе восточный придел церкви. И лишь в 1996 году местной православной общине удалось, наконец, получить все здание храма. После возрождения церковь получила новое название. Преображенский храм села Ягул после долгих лет забвения начал обновляться стараниями прихожан и добродетелей города Ижевска.С 1997 года настоятелем Преображенского храма является молодой священник Михаил Карпеев, 1974 года рождения, уроженец города Чебоксары. Он пока не имеет возможности вести ежедневную службу, но многое уже делается. По определенному графику производится крещение, венчание. В случае необходимости отпевания священник приезжает по вызову в любой день. Конечно, пока удалось осуществить лишь часть задуманного. Но уверенность служителей церкви и прихожан заслуживает уважения. Их старания не остаются незамеченными. В храме одна из подаренных икон начала мироточить. Однажды это случилось в день начала массированной бомбежки Сербии. Затем несколько раз повторялось в дни больших православных праздников.

В ягульскую церковь сегодня ходят жители не только оставшихся деревень бывшего прихода, но и поселка Хохряки, воинской части. Часто обращаются служащие находящегося по соседству исправительного учреждения. Многие приезжают из Ижевска. Добрая слава о храме постепенно расходится по всей республике.

Вверх

orthodoxy.ru
Сайт оптимизирован для IE 4.0 и выше | Пишите нам | Последнее обновление 10 июня 2005 года
Сайт управляется системой uCoz